Традиционная посуда русских крестьян XIX века поражает наше воображение богатством форм и назначений, многообразием ее применения.
Традиционная посуда русских крестьян XIX века поражает наше воображение богатством форм и назначений, многообразием ее применения. Это и царствующие на праздничном столе величественные ладьевидные ковши для пива, многочисленные ковшики-наливки с резными ручками для черпания напитков, точеные блюда и миски, солонки, вырезанные в виде стульчика или плывущей птицы, это и изящные расписные ставцы – глубокие чаши с крышкой, стопки, рюмки, чарки, ложки.
Традиционная будничная посуда русских крестьян XIX века разнообразием не отличалась, ею пользовались 3- 5 раз в день. Трапезный стол занимал почетное место в красном углу, под образами. Перед едой хозяйка расстилала скатерть, все крестились и читали краткую молитву. Под образами садился глава семейства, по правую руку от него мужчины, по левую – женщины. «Горячее» хозяйка подавала в общей чаше, выточенной или выдолбленной из дерева, которая в крестьянском быту называлась миской, блюдом, тарелкой. Вместе с чашей подавались ложки, которыми по очереди хлебали «горячее». Они были разнообразны по форме, размерам и технике изготовления: большие ложки – черпаки, которыми разливали похлебку, дорожные – с укороченным стеблем, расписные, с изображением цветов, животных, людей и бытовых сцен, нередко со смешными надписями типа: «Кого люблю, тому хорошо», изящные ложки с резным стеблем в виде рыбы или человеческой руки.
После «горячего» следовала вторая перемена – чаще всего рыба на деревянном подносе либо на плоском блюде. В течение всей трапезы ели разрезанный хозяином хлеб – соль. Русские крестьяне очень бережно относились к хлебу, его никогда не клали на голый стол – существовала специальная хлебница, покрытая нарядной росписью или плетение из бересты кольца под хлеб. Также бережно относились и к соли.
Если в будни застолье представляло собой своеобразную паузу в размеренном распорядке дня, то в праздники трапеза – центральное событие. Одним из характернейших признаков праздника являлось столование с приемом гостей и хождением в гости. Стол, который в будни стоял в красном углу, выдвигали на середину и накрывали праздничной скатертью. Гостей встречали за порогом и приглашали в избу за стол. От хозяина нередко требовалось знание обычаев, чтобы рассадить всех к общему удовольствию. В красный угол садился сам хозяин, справа от него, соблюдая при этом принцип старшинства, рассаживались мужчины…
Праздничный обед состоял из 7- 10 блюд. Чем больше блюд, перемен, тем лучше считалось угощение. Традиционная праздничная посуда русских крестьян XIX века отличалась многообразием форм, нарядной росписью и резьбой. Перед пиром хозяйка каждому гостю с поклоном подносила на подставочной расписной тарелке деревянную или металлическую чарку с вином или брагой, которую гость должен был выпить до дна. Не допивать и не доедать в гостях не разрешалось: иначе в чарку проникнет нечистая сила. «Кто не выпил до дна, не пожелал добра» — говорит пословица. Часто на подставочных тарелках изображалась хозяйка с рюмкой в руке – знак гостеприимства. В долбленных ладьевидных ковшах подавалось пиво. В центральных районах России были распространены ковши с одной ручкой, а на Русском Севере ковш дополнялся второй ручкой, которой придавалась форма головы плавающей птицы или коня. Назывался такой ковш скопкарем. Огромные размеры скопкарей поражали – они вмещали иногда до четырех ведер пива. Непосредственно из ковша никогда не пили, а черпали из него маленькими ковшиками с высокой ручкой, покрытой богатой резьбой. Питье всегда сопровождалось пением, прерывавшимся лишь при подаче пива.
При небольшом количестве гостей пользовались средними по размеру братинами и ендовами – плоскими чашами с носком или рыльцем. Несмотря на огромное количество пива, напиваться допьяна считалось грехом. Напоминают об этом и надписи на ковшах: «Господа, гостите, вечера не дожидайтесь, пьяные не напивайтесь».
Традиционные праздничные блюда – пироги с рыбой (рыбники) хозяйка подавала на деревянном подносе, украшенном трехгранновыемчатой резьбой с изображением шестилепестковой розетки в круге – символа солнца. После горячего следовала новая перемена – мясо или рыба, которые также ели из общих плоских блюд, но уже руками. Для рыбы существовал специальный поднос в виде изогнутой доски, украшенной изображениями рыб. Бытовала традиция изображать на посуде то, что в ней подавалось. Картошку и яйца подавали в полосатых мисках с выточенной в центре солонкой. На столе ставились и пустые, соединенные вместе тарелки, предназначенные для костей.
Традиционная посуда русских крестьян XIX века часто несла на себе отпечаток из образа жизни крестьянина, и его мировоззрения, являясь настоящим произведением искусства, знакомство с которым позволяет нам лучше понять духовный мир русского народа.
Автор: Дарья Солоненко
Все хозяйки еще с середины ноября начинают ждать новогодней ночи и ломать голову над тем,…
1. Новогодний салат с креветками, грибами и рыбой Кажется, что до 31 декабря еще огромное…
Тыквенный суп-крем Хэллоуин считается одним из самых старинных праздников на Земле. Традиционно он отмечается между…
Новогодняя фаршированная корейка Перед тем, как сесть за стол и начать радостно уписывать деликатесы, приготовляемые…
Новогодняя курица, запеченная с рисом, грецкими орехами и сухофруктами Нового 2012 года Дракона с нетерпением…
Уха "Речная из семги" Уха - старинное блюдо, которое состоит из кусочков рыбы, овощей и…
View Comments
Спасибо большое!!! Благодоря вам у меня будет оценка "5"! Вы крутые 8) !
Абсолютно с тобой согласен)